Дыхательные игры «Волшебный ветерок»

             Качество речи, её громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания. Послушайте, как дышит ваш ребёнок, не затруднено ли у него носовое дыхание, не приходится ли малышу держать рот открытым. Ведь для того, чтобы можно было легко произнести развёрнутую фразу достаточно выразительно, с правильной интонацией, нужно владеть плавным, достаточно продолжительным выдохом через рот. При обыкновенном физиологическом дыхании вдох и выдох чередуются непрерывно, выдох равен вдоху, речевое же дыхание предполагает паузу между вдохом и выдохом и удлинение выдоха.

 

        Основой  дыхательных игр «Волшебный ветерок» является развитие у детей объёма речевого дыхания, нормализации его ритма, выработка плавного, длительного, экономного выдоха при звучащей речи, правильном усвоении звуков и способности изменять силу их звучания. В дошкольном возрасте важное условие правильной речи – плавный, длительный выдох, чёткая и ненапряжённая артикуляция.

 

Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция – это единые взаимообусловленные процессы, тренировка речевого дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции проводятся одновременно, с использованием  дыхательных игр.

 

 В каждой игре «Волшебный ветерок» внимание детей направляется на спокойный, ненапряжённый выдох, чтобы при вдохе поза ребёнка была свободной, плечи опущены. Игры выполняются по 3 – 5 раз с паузами.  Контролировать  правильность речевого вдоха необходимо своей ладонью, которую кладут на область диафрагмы.


       Главная ценность данных дыхательных игр заключается в том, что они не только развивают произвольное речевое дыхание, способствуют правильно звучащей речи, но и направлены на оздоровление всего организма детей, так как движение диафрагмы осуществляет естественный массаж всех органов живота.


Для тренировки речевого дыхания рекомендую дыхательные игры «Волшебный ветерок»

 «Футбол» - задувать на выдохе кусочек ватки – «мяч» или фасолинку через трубочку для коктейля в «ворота» между двумя кубиками.

 

 «Снегопад» - на выдохе сдувать снежинки, держа ладонь с предметами на уровне рта, добиваясь взлёта снежинки – «снегопад».

 

«Одуванчик» - на выдохе сдувать цветочки из бумаги,  держа ладонь с предметом на уровне рта.

 

«Задуй горящую свечу» - губы округлены, вытянуты. На  выдохе задувать горящую свечу, чтобы она потухла.

 

«Буря в стакане воды» - дуть на выдохе через трубочку для коктейля на воду, добиваясь бурления воды.

 

«Бабочка» - на выдохе дуть бумажную бабочку на нитке, на уровне лица ребёнка, чтобы она «полетела».

 

«Фокус» - выдвинуть вперёд нижнюю челюсть, положить на кончик носа перышко или кусочек ваты. На выдохе с кончика носа сдувать предметы, добиваясь их взлёта.

 

Сдувание кусочков ватки со стола на выдохе.

 

«Живые предметы» - дуть на карандаш, лежащий на столе, добиваясь катания карандаша по столу.

 

«Кто сильнее?» - надувание воздушных шаров.

 

«Ах, как пахнет!» - при вдохе дать ребёнку понюхать цветок, духи, фрукты, надушенный платочек, яблоко, апельсин, мандарин и т.д.

 

На выдохе произнести: «Ах, как пахнет!».

 

«Подуй» - на выдох дуть на пригоршни рук, имитируя дутьё на горячий чай, на озябшие руки, при этом произнося шепотом на выдохе  «ф – ф – ф».

 

«Понюхать ветку» - держать ветку в руке, на вдох подняться на носочки к веточке,  опускаясь, - выдохнуть воздух.

 

«Шторм в стакане воды» - дуть в трубочку для коктейля в стакан с водой, чтобы забурлила вода.

 

«Пожалей» - дуть на «ушибленное» место руки – вдохнуть через нос, на выдох дуть на «ушибленное» место руки – на палец, ладонь и др.

 

«Хорошо» -  на вдох понюхать платочек, на выдох произнести одно слово «хорошо» - спокойно, медленно по слогам: хо – ро – шо. Потом на выдох произносить фразу в два – три слова: «Очень хорошо», «Очень хорошо пахнет».

 

«Останови лошадку» - на выдохе дуть на расслабленные губы, происходит  вибрация губ + голос «Тпруу».

 

«Шарик» - сделать вдох, как можно сильнее втянув живот. На выдохе представить, что в животе надувается «шарик», фиксируя живот ладонью.

 

«Ф – Ф – Ф» - медленно вдохнуть через нос. Немного приоткрыть рот и не спеша выдохнуть со звуком «ф».

 

«ХА!» - вдохнуть через нос, поднимая руки вверх. Сделать выдох через рот. Наклониться вперёд и выдохнуть воздух через рот, произнося звук «ха».

 

«Трубочка» - вдохнуть через нос. А затем на выдохе сделать три коротких выдоха через рот, сложив губы «трубочкой.

 

«Воздушные сказки» - на белый ватман или бумагу ставим стаканчики с водой, в них добавляем немного краски гуашь и несколько капель жидкого мыла. На выдохе дуем  в трубочку для коктейля и выдуваем мыльные цветные пузыри  на ватман, получая «воздушные замки», которые можно обыграть и придумать интересные сказки.

 

«Листопад» - на выдохе сдувать листики, вырезанные из бумаги или натуральные, держа ладонь с предметами на уровне рта, добиваясь «листопада».

Комментарии

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Логопедический мастер - класс с родителями

Проект по устному народному творчеству